Занятие 1.
Византия
Византия - хранительница наследия Греции и Рима
План занятия
Что такое Византия?
Появление Иисуса Христа
Рассмотрим работу Сандро Боттичелли "Благовещенье Честелло" 1490г.
Тайное христианство
Катакомбы. Первая христианская живопись. Символы и образы
Официальное христианство
Храмы.
Мозаика и фрески
Архитектура Византии
Храм Святой Софии в Константинополе.
Византийская живопись
Христос Пантократор из Синайского монастыря
Что такое Византия?
Византия была древнегреческим городом, основанным греческими колонистами из Мегары в 657 году до нашей эры. Город был восстановлен и вновь открыт в качестве новой столицы Византийской империи императором Константином I в 330 году н. э., а затем его переименовали в Константинополь в честь императора.

У Византии нет ни года основания, ни отца-основателя, она незаметно проросла изнутри Древнего Рима. Строго говоря, государства с названием Византия никогда не существовало.

Сами византийцы не мыслили себя чем-то отдельным от Рима, слова "Византия" они не знали, называли себя "ромеями" (то есть "римлянами" по-гречески), или "родом христиан".

Восточную Римскую империю принято называть Византией. Западная часть была захвачена варварами, а Византия унаследовала и продолжила богатые традиции римского искусства. Другими словами, Византия использовала достижения античности. При этом, искусство как на Западе, так и на Востоке, было религиозным.

Искусство Византии - это в основном иконы, мозаики и фрески, то есть убранство внутри храмов. Искусство Западной Европы - это предметы быта со времен варваров и архитектура.
Появление христианства
На пороге нашей эры на святой земле было неспокойно, еврейский народ страдал от римской оккупации и все общество разделилось на враждующие между собой религиозные партии.

В древней Иудеи, которая в свое время являлась частью Римской империи, за 700 лет до появления Иисуса Христа, Бог через пророков пообещал евреям, что в темное время на земле появится Мессия (спаситель).

Всего в Ветхом завете содержится около 300 пророчеств о спасителе и каждое из них исполнилось в лице Иисуса Христа. Одно из пророчеств - еврейская девушка избранна Богом, чтобы непорочно зачать и родить сына Божьего.

Спустя 700 лет Архангел Гавриил пришел в город Назарет к Марии и сообщил ей новость, что она избрана Богом, чтобы родить спасителя - благая весть.

Этот сюжет благовещения используется многими художниками.

Рассмотрим работу Сандро Боттичелли "Благовещенье Честелло" 1490г. Она было создано для украшения церкви. На этом полотне есть все символы, которые использовали художники при изображении благовещенья:
- лилии в руках ангела - символ чистоты и непорочности Божьей матери
- Мария изображается за чтением священного писания - символ благочестия Марии
- Ангел напротив окна, а Мария у стены - символ удаленности от мирской суеты
- кисти рук протянуты к друг другу - ангел передает, а Мария принимает благую весть.
Тайное христианство
Во 2-3 веках н.э. в Римской империи появляется и распространяется христианство. До начала 4 века эта религия была запрещена, а ее служителей преследовали и жестоко наказывали. Поэтому первые примеры христианского искусства возникают в местах, спрятанных и известных лишь посвященным. Таким местом стали римские катакомбы - пустующие подземные каменоломны. Именно здесь во 2 веке возникли первые захоронения христиан, а стены этих каменоломен покрывались росписями - сюжетами и образами из Ветхого и Нового завета.

Художники катакомб не стремились к реалистичному изображению, в них не было объема, проработки деталей, не было богатства красок и фактур, предметы были встроены в пространство неправдоподобно и неправильно. Это было не нужно, ведь изображалось божественное, а не земное. Фон однотонный, как правило, белый, ничем не заполненный.

Живописцы активно использовали символы, потому что художникам было нужно показать то, что крайне сложно себе представить - бога, святость, небесный мир, чудеса.

Например хлеб и рыба стали символами Иисуса Христа. Рыба - по-гречески ИХТИС - стала для христиан аббревиатурой, в которой заключены слова: Ииусу Христос Божий сын, Спаситель. Рыбу, как священный знак, понятный лишь посвященным, изображали на саркофаге, чтобы обозначить принадлежность умершего к христианской вере.

Хотя старая религия отвергалась христианами, они заимствовали образы из языческого искусства.

Атрибут бога виноделия Диониса - вино, виноград и виноградная лоза - стали символизировать кровь Христа и христианскую веру. Образ бога любви Амура - крылатого младенца - практически без изменений стал образом ангела в христианстве.

Также был популярен образ Доброго пастыря, притчу о котором Иисус рассказывал. Можно сказать, что этот добрый пастырь - это сам Иисус. Внешне изображение напоминает архаического Мосховора - древнегреческую статую юноши, взвалившего на плечи теленка.
Официальное христианство
В 395 году Римская империя раскололась на две части - Западную и Восточную, которую принято называть Византией. Ее столица Константинополь стала центром развития христианской культуры. После падения Западной Римской империи в 476 году Византия осталась единственной империей, здесь сосредоточились все творческие силы христианского мира.

Гонения на христиан прекратились, а затем император Феодосий провозгласил христианство официальной и единственной религией Римской империи. Именно тогда христианское искусство перестало быть запретным.

Храм становится важнейшей архитектурной формой для всей эпохи Средневековья. Христианское искусство переместилось из катакомб в храм. Все службы теперь проводятся внутри, поэтому стало важным внутреннее убранство.

Появились мозаика и фрески.

В Греции и Риме не было принято проводить службы внутри - все ритуалы происходили за его пределами, даже алтарь во время служений выносили из храма.
Мозаика и фрески
Мозаика - изображение, сделанное из квадратных камешков и цветного стекла, смальты.

Фреска - живопись по сырой штукатурке водорастворимой краской.

Мозаики и фрески размещались внутри храма по строгим правилам.

Мозаика из церкви Святого Виталия в Равенне - одна из самых древних и знаменитых. В ее центре сам император Юстиниан. Слева от него воины, справа священнослужители - это опора и защита власти. Восставших против правителя всегда может усмирить армия, а церковь напомнит о том, что император - избранник Бога.

Главные герои в иконе всегда изображены анфас, второстепенные - в профиль.

Фигуры невыразительны, необъемны, кажутся висящими в воздухе. У фигур и предметов нет объема, поскольку для его изображения нужна тень. Тень - это тьма, которой в небесном мире нет места.
Архитектура Византии
При Юстиниане I (527-565) Византийская империя достигла наивысшего расцвета. Он сделал Константинополь самым известным и богатым городом в мире, с более чем полумиллионным населением

Юстиниан развернул обширное строительство по всей империи, а в 537г. завершил создание нового собора Святой Софии в Константинополе. Согласно легенде, план храма был подсказан императору ангелом.

Это было грандиозное сооружение, его строили с 532 по 537 годы. Храм Святой Софии представлял собой чудесное зрелище, он казался исключительным и невероятным.
Византийская живопись
Византия известна в первую очередь своими иконами.

Особенности византийской живописи:
- нереалистичность изображения
- обратная перспектива (увеличение предметов по мере удаления от зрителя)
- отсутствие объема
- образы "парят"
- библейский образ

Здесь вы видите изображение "Христос Пантократор из Синайского монастыря", сер. 6 века. Это изображение выполнено в технике живописи - энкаустика, то есть техника живописи восковыми расплавленными красками, создающими блестящую, жирную, осязаемую поверхность.

Существовало два способа письма. При первом красочные пигменты, смешанные с воском, накладывались на расписываемую поверхность при помощи сухой кисти, после чего по ней проходились нагретым металлическим шпателем; от его теплоты восковые краски сливались одна с другой и прочно приставали к поверхности. В других случаях восковые краски употреблялись в жидком состоянии; ими писали кистью подобно тому, как пишут водяными красками, а затем сплавляли их между собой и сглаживали через повторенное несколько раз приближение к ним жаровни с горячим углем.

Здесь мы видим ассиметричные черты лица Иисуса. Правая часть, полная света и сияния, отличается ровной дугой брови и естественным широко раскрытым глазом; левая сторона, наоборот, выполнена темнее, бровь приподнята и изогнута, глаз выглядит напряженно вглядывающимся.

Евангелие в левой руке символизирует власть над Вселенной, а также напоминает о его служении на земле, правая рука благословляет верующих.


Примечание: в отличии от греков и римлян, первые христиане не обращались к скульптуре, т.к. статуя в их сознании была связана с поклонением идолам.


Здесь вы можете оставить отзыв или комментарий
Made on
Tilda