Занятие 1.
Проторенессанс
1260-1410
Одна из самых увлекательных и прекрасных тем в истории искусства - это эпоха возрождения. За 300 лет она подарила миру несколько десятков выдающихся гениев, сотни шедевров живописи, скульптуры и архитектуры. Это время великих открытий, которые навсегда изменили науку и искусство.
План занятия
Что такое Византия?
Появление Иисуса Христа
Рассмотрим работу Сандро Боттичелли "Благовещенье Честелло" 1490г.
Тайное христианство
Катакомбы. Первая христианская живопись. Символы и образы
Официальное христианство
Храмы.
Мозаика и фрески
Архитектура Византии
Храм Святой Софии в Константинополе.
Византийская живопись
Христос Пантократор из Синайского монастыря
Введение
Пока в странах Европы во всю гремела готика, оплетая соборы кружевами скульптур, в Италии происходило нечто особенное.
Италия была очень тесно сплетена с Византией - политически, географически и культурно. Особенно сильным византийское влияние было в XIII веке. Многие мастера покидали Константинополь из-за нашествия крестоносцев, которые занимались грабежами, мастера перебирались в Италию.
Проторенессанс также называют Предвозрождением. Это период, который соотносится с периодом зрелой готики в других европейских странах.


Живопись
Прежде всего отделенность Италии от готических тенденций проявилась в живописи. Посмотрим на итальянскую живопись XIII века, в ней сохранился византийский канон - непропорциональность фигур и лиц, золотой фон, обратная перспектива, иерархический подход к изображению фигур.
К XIV веку в итальянское искусство проник интерес к ЧЕЛОВЕКУ и окружающему его миру. Важнейшую роль в этом повороте сыграл Джотто ди Бондоне, именно он стал менять византийский канон.
Рассмотрим ярчайший пример живописи, где божественный мир в искусстве начинает приобретать земные черты.
Тайное христианство
Во 2-3 веках н.э. в Римской империи появляется и распространяется христианство. До начала 4 века эта религия была запрещена, а ее служителей преследовали и жестоко наказывали. Поэтому первые примеры христианского искусства возникают в местах, спрятанных и известных лишь посвященным. Таким местом стали римские катакомбы - пустующие подземные каменоломны. Именно здесь во 2 веке возникли первые захоронения христиан, а стены этих каменоломен покрывались росписями - сюжетами и образами из Ветхого и Нового завета.

Художники катакомб не стремились к реалистичному изображению, в них не было объема, проработки деталей, не было богатства красок и фактур, предметы были встроены в пространство неправдоподобно и неправильно. Это было не нужно, ведь изображалось божественное, а не земное. Фон однотонный, как правило, белый, ничем не заполненный.

Живописцы активно использовали символы, потому что художникам было нужно показать то, что крайне сложно себе представить - бога, святость, небесный мир, чудеса.

Например хлеб и рыба стали символами Иисуса Христа. Рыба - по-гречески ИХТИС - стала для христиан аббревиатурой, в которой заключены слова: Ииусу Христос Божий сын, Спаситель. Рыбу, как священный знак, понятный лишь посвященным, изображали на саркофаге, чтобы обозначить принадлежность умершего к христианской вере.

Хотя старая религия отвергалась христианами, они заимствовали образы из языческого искусства.

Атрибут бога виноделия Диониса - вино, виноград и виноградная лоза - стали символизировать кровь Христа и христианскую веру. Образ бога любви Амура - крылатого младенца - практически без изменений стал образом ангела в христианстве.

Также был популярен образ Доброго пастыря, притчу о котором Иисус рассказывал. Можно сказать, что этот добрый пастырь - это сам Иисус. Внешне изображение напоминает архаического Мосховора - древнегреческую статую юноши, взвалившего на плечи теленка.
Официальное христианство
В 395 году Римская империя раскололась на две части - Западную и Восточную, которую принято называть Византией. Ее столица Константинополь стала центром развития христианской культуры. После падения Западной Римской империи в 476 году Византия осталась единственной империей, здесь сосредоточились все творческие силы христианского мира.

Гонения на христиан прекратились, а затем император Феодосий провозгласил христианство официальной и единственной религией Римской империи. Именно тогда христианское искусство перестало быть запретным.

Храм становится важнейшей архитектурной формой для всей эпохи Средневековья. Христианское искусство переместилось из катакомб в храм. Все службы теперь проводятся внутри, поэтому стало важным внутреннее убранство.

Появились мозаика и фрески.

В Греции и Риме не было принято проводить службы внутри - все ритуалы происходили за его пределами, даже алтарь во время служений выносили из храма.
Мозаика и фрески
Мозаика - изображение, сделанное из квадратных камешков и цветного стекла, смальты.

Фреска - живопись по сырой штукатурке водорастворимой краской.

Мозаики и фрески размещались внутри храма по строгим правилам.

Мозаика из церкви Святого Виталия в Равенне - одна из самых древних и знаменитых. В ее центре сам император Юстиниан. Слева от него воины, справа священнослужители - это опора и защита власти. Восставших против правителя всегда может усмирить армия, а церковь напомнит о том, что император - избранник Бога.

Главные герои в иконе всегда изображены анфас, второстепенные - в профиль.

Фигуры невыразительны, необъемны, кажутся висящими в воздухе. У фигур и предметов нет объема, поскольку для его изображения нужна тень. Тень - это тьма, которой в небесном мире нет места.
Архитектура Византии
При Юстиниане I (527-565) Византийская империя достигла наивысшего расцвета. Он сделал Константинополь самым известным и богатым городом в мире, с более чем полумиллионным населением

Юстиниан развернул обширное строительство по всей империи, а в 537г. завершил создание нового собора Святой Софии в Константинополе. Согласно легенде, план храма был подсказан императору ангелом.

Это было грандиозное сооружение, его строили с 532 по 537 годы. Храм Святой Софии представлял собой чудесное зрелище, он казался исключительным и невероятным.
Византийская живопись
Византия известна в первую очередь своими иконами.

Особенности византийской живописи:
- нереалистичность изображения
- обратная перспектива (увеличение предметов по мере удаления от зрителя)
- отсутствие объема
- образы "парят"
- библейский образ

Здесь вы видите изображение "Христос Пантократор из Синайского монастыря", сер. 6 века. Это изображение выполнено в технике живописи - энкаустика, то есть техника живописи восковыми расплавленными красками, создающими блестящую, жирную, осязаемую поверхность.

Существовало два способа письма. При первом красочные пигменты, смешанные с воском, накладывались на расписываемую поверхность при помощи сухой кисти, после чего по ней проходились нагретым металлическим шпателем; от его теплоты восковые краски сливались одна с другой и прочно приставали к поверхности. В других случаях восковые краски употреблялись в жидком состоянии; ими писали кистью подобно тому, как пишут водяными красками, а затем сплавляли их между собой и сглаживали через повторенное несколько раз приближение к ним жаровни с горячим углем.

Здесь мы видим ассиметричные черты лица Иисуса. Правая часть, полная света и сияния, отличается ровной дугой брови и естественным широко раскрытым глазом; левая сторона, наоборот, выполнена темнее, бровь приподнята и изогнута, глаз выглядит напряженно вглядывающимся.

Евангелие в левой руке символизирует власть над Вселенной, а также напоминает о его служении на земле, правая рука благословляет верующих.


Примечание: в отличии от греков и римлян, первые христиане не обращались к скульптуре, т.к. статуя в их сознании была связана с поклонением идолам.


Здесь вы можете оставить отзыв или комментарий
Made on
Tilda