Занятие 2.
Дороманское искусство
"Тёмные века"
План занятия
Почему "темные века"?
Декоративно-прикладное искусство
Архитектура
Книжная миниатюра
Почему "тёмные века"?
Дороманский период длился с V по X века. К "темным векам" относится период с V по VIII век.

С конца IV века началось широкое движение племен, известное как «великое переселение народов». Вандалы, готы, гунны и другие народности (римляне называли их «варварами»), проходя огромные расстояния, вторгались в пределы римского государства. Когда в 476 г. Западная Римская империя распалась, германские племена образовали на ее территории ряд самостоятельных, большей частью недолговечных государств.

В это время не возникло никакого определенного единого стиля. Самые разные стили сталкивались, и только к концу дороманского периода наметилось их слияние.

В искусстве самое широкое распространение получили римская орнаментика и римские формы культовых зданий. «Варварские» народы, создавшие свои государства на развалинах Римской империи, оказались в римской, то есть более культурной, среде. В эту среду они внесли свои порядки и нравы, во многом еще отличавшиеся первобытной простотой и грубостью.
Декоративно-прикладное искусство
«Варварские» ремесленники умели филигранно обрабатывать металл и резать по дереву. В сложные, завораживающие узоры их ювелирных изделий вплетаются фигуры извивающихся драконов, сказочных птиц и прочих фантастических существ.

Преобладание орнамента и любовь к ярким цветовым сочетаниям являются характерной чертой искусства этой эпохи. Орнаментально-декоративные формы искусства этого времени отличались чрезвычайным богатством.

Резные фигуры драконов, которые викинги крепили к саням и кораблям, дают хорошее представление о характере этого искусства.

Угрожающие головы монстров наверняка не были лишь украшениями: известно, что обычай норвежских викингов предписывал капитану корабля снимать эти фигуры при приближении к родному порту, дабы «не испугать духов земли». Пример украшения корабля представлен на фото выше.

Декоративно-прикладное искусство было воплощено предметах, которые можно было легко спрятать или переместить. К таким предметам относятся броши-фибулы (крепили части одежды, не только выполняли декоративную функцию).
Архитектура
Наиболее своеобразным памятником этого периода является гробница короля Теодориха, сооруженная в 526-530 гг. Своей монументальностью она производит впечатление суровое и сильное.

Снаружи усыпальница Теодориха как будто повторяет античную форму мавзолея, при этом внутри появляется разделение потолком на два этажа. Никаких изящных сводов, куполов, света, пространства, невесомости.

Вместо купола гигантский монолит, обработанный до правильной формы.
Книжная миниатюра
Миниатюры – это сделанные исключительно от руки рисунки, цветные иллюстрации, а также художественно-декоративные элементы книг — заглавные буквы (инициалы), заставки и концовки.

Представление о том, что миниатюры – это очень маленькие иллюстрации в очень маленьких книгах, ошибочно: некоторые средневековые рукописи достигают в высоту 90 см!

Слово «миниатюра» происходит от латинского названия киновари краски (по-латыни — minium) — очень яркой и стойкой красной, которой было принято выделять начало текста.

Огромное влияние на сложение средневековой книжной миниатюры сыграла Ирландия. В основе христианского искусства Ирландии VII—VIII веков лежит древняя кельтская орнаментика, которая первоначально украшала изделия из дерева, металла и ювелирные украшения.

В ирландских, или, как их еще называют, островных скрипториях (монастырских мастерских по переписке рукописей) на свет появились произведения, страницы которых были покрыты затейливым орнаментом, в дебрях которого переплетались и жестоко поедали друг друга фантастические звери и птицы.

Пожалуй, нигде больше не вкладывали столько усилий и терпения в декоративную графику, чтобы создать роскошное обрамление и оформление христианским текстам. Именно в украшении текста, а не в его иллюстрировании, видели свою цель ирландские миниатюристы.

Главные особенности раннесредневековых ирландских миниатюр:
- спиралевидный и монотонно-единообразный узор, который стелется по всей поверхности листа, подобно ковру (листы, украшенные таким орнаментом, называются «ковровыми»);
- украшенная орнаментом начальная буква (инициал);
- в орнаментах почти отсутствует изображение человека.
Брошь-фибула
Евангелие из Дарроу, ок. 680 г.
Сент-Галленский кодекс, 8 в.
Здесь вы можете оставить отзыв или комментарий
Made on
Tilda